Вход
Регистрация
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
1834 год
2018 год
Сбросить

Главное меню



МИЭТ - кузница технической элиты страны

Назад

  Юрий Александрович ЧАПЛЫГИН,
ректор МИЭТа, доктор технических наук, профессор

В МИЭТе много молодёжи - значит, жизнь в нём просто обязана бить ключом. В 2002 году МИЭТ сделал самый большой набор на дневное отделе­ние за все годы своего существования. Мы приняли 1012 человек, в том числе 700 на госбюджетной основе. Из них около 600 человек получат технические специальности, остальные - экономические и гуманитарные. Тех, кто не про­ходит по конкурсу, мы готовы затем, после собеседования, принять по кон­трактной форме обучения.

МИЭТ даёт элитное техническое образование. Наш вуз получил призна­ние на международном уровне, и с нами сегодня сотрудничают такие фир­мы, как «Кэденс», «Моторола», «АйЭсИ» и др. С ними реализуются конкрет­ные программы подготовки специалистов. Само собой, прежде чем эти про­граммы стартовали, была проведена большая совместная подготовительная работа, в ходе которой иностранцы высоко оценили уровень подготовки наших специалистов в области электроники, ми­кроэлектроники, программного обеспечения. Все эти технические специальности сейчас очень ак­туальны, находятся на острие современных высоких технологий, и спрос на таких специалистов и в России, и за рубежом очень велик.

Например, фирма «Кэденс» (Cadence) - мировой лидер в области разработки систем проекти­рования аппаратуры и интегральных схем ^ля микроэлектроники. Совместно с «Кэденс» мы созда­ли Институт проектирования приборов и систем. Они поставили нам прекрасную современную технику, математическое обеспечение и, в частности, финансируют программы разработки учеб­ных курсов, которые потом будут внедряться в ряде университетов за рубежом, в т.ч. в США. Про­граммы «Кэденс» по подготовке специалистов и начинались в США. Четыре университета, имеющие лучшие в мире лаборатории, находятся там. Но всего таких лабораторий 5, и пятая - в МИЭТе.

Сначала «Кэденс» работать с нами опасалась. Но сейчас, когда у нас побывали два вице-президен­та компании, её руководство считает, что в МИЭТе организована самая лучшая лаборатория из всех пяти, и нисколько не жалеет, что их фирма рискнула вложить средства в Россию. Они беседо­вали с профессорами, студентами, остались очень довольны и готовы дальше сотрудничать.

Всё это позволит поднять образование в МИЭТе на самый современный уровень, потому что учебными материалами мы будем обмениваться с американскими университетами. Причём про­граммы осуществляются только за счёт «Кэденс»: и лекции, и практические занятия. Отобрана группа студентов на конкурсной основе, туда был довольно большой конкурс из 4-курсников. Сей­час 25 наших студентов утром учатся по основной программе, вечером - по «Кэденсу». Срок обуче­ния - 1,5-2 года.

У нас хорошее фундаментальное физико-математическое образование, а далее на старших кур­сах подготовка специалистов происходит непосредственно либо в промышленности, либо в науч­ных лабораториях МИЭТа, либо на тех фирмах, о которых мы говорим: у «Кэденс», в Инновацион­ном центре и др. Это даёт возможность получить самые современные знания, востребованные се­годня на рынке высоких технологий.

Востребованность специалистов МИЭТа сейчас высока не только у фирм, которые занимаются микроэлектроникой. Так, группа наших студентов обучается в Межведомственном суперкомпью­терном центре РАН. Суперкомпьютер - это уникальная современнейшая многопроцессорная сис­тема, высокопроизводительная и очень быстрая. Она используется там, где нужны колоссальные объёмы вычислений. Наши студенты обучаются по одной программе со студентами МФТИ, и «физ­теху» ничуть не уступают.

В плане гуманитарных наук у нас ведётся под­готовка по лингвистике (англ. и нем.), а также по специальностям: дизайн, государственное муни­ципальное управление, менеджмент и марке­тинг, защита информации, телекоммуникации.

8 февраля 2000 года, в День российской на­уки, МИЭТ посетил В. В. Путин и открыл наш Инновационный центр. Сам факт такого визита подтвердил высокий авторитет МИЭТа в кругах научной общественности, одновременно пока­зав ориентацию нынешнего руководства страны на развитие высоких технологий в России.

А сейчас у нас начал воплощаться новый проект - строится Технологическая деревня ря­дом с Инновационным центром. Это будут и производственные, и офисные площади а^я фирм, которые работают только в электрони­ке, микроэлектронике, программном обеспе­чении, телекоммуникациях. Проект поддер­живается Минэкономики, Минпромнауки, Минобразования, Фондом Бортника (Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере) и другими структурами. Есть ряд серьёзных фирм, готовых поучаствовать в этом проекте в качестве соинвесторов.

Реализация проекта даст очень многое как Зеленограду, так и МИЭТу. Во-первых, это но­вые рабочие места для специалистов самой вы­сокой квалификации. Во-вторых, это работаю­щие на рынке высоких технологий фирмы и совместные предприятия, которые будут край­не заинтересованы в подготовке и привлечении специалистов из МИЭТа.

Для нас важно, что наши выпускники смогут проходить практику в престижных компани­ях, устраиваться туда на работу. Ведь эти фир­мы в них очень заинтересованы, а мы заинтере­сованы как раз в том, чтобы наши умные ребя­та не искали трудоустройства за рубежом. В об­щем, мы надеемся на успешную реализацию проекта в ближайшие 2-3 года.

Сейчас у нас четыре структуры: Инноваци­онный центр, Технопарк, Инновационный центр новых технологий, Технологический центр. Все руководители молодые - порядка 40 с небольшим лет, все они выпускники МИЭТа и готовы работать в системе учебно-научно-ин­новационного комплекса (УНИК), как мы на­зываем МИЭТ. К слову, у нас недавно назначен новый проректор по информатизации С. Умняшкин, ему 31 год, защитил в феврале 2002 го­да докторскую диссертацию.

Но МИЭТ- это ещё и технический универси­тет. А выпускник университета должен разби­раться не только в технических вопросах, но быть всесторонне образованным человеком. Значит, создать вокруг наших студентов куль­турную среду - тоже наша задача. Что мы для этого делаем? Все хорошо знают, кто такой А. П. Чехов. Так вот, его внучатый племянник -архитектор - делал в МИЭТе часы, четыре его произведения висят в аудиториях и два нахо­дятся во внутренних двориках. Эрнст Неизве­стный оформлял нашу библиотеку. Всё это сей­час становится значительным культурным до­стоянием, известным далеко за пределами Рос­сии. Мы намерены в ближайшем будущем уде­лять внимание культурной составляющей об­разования. Так, с 2003 года первое занятие по истории у нас будет посвящено истории Зеле­нограда и МИЭТа. Готовим учебно-методичес­кие материалы.

Активно работает наш Дом культуры. Сту-денческий театр «Поэмимы», циклы вечеров духовно-патриотической направленности, рок-фестивали, КВН - вот неполный перечень дея­тельности Дома культуры.

Учебный процесс в МИЭТе всегда был тесно связан с научно-исследовательской работой и конкретным производством. Ещё в 1970 году была организована еженедельная производст­венная практика студентов старших курсов на базовых предприятиях с полным рабочим днём (3 дня в неделю) - уникальная в Минвузе систе­ма организации учебного процесса. В 1972 году в нашем вузе был открыт опытно-эксперимен­тальный завод «Протон», позволивший реали-зовывать многие разработки учёных МИЭТа в виде опытных образцов, а затем передавать их в серийное производство.

В 90-х годах, в изменившихся экономичес­ких условиях, МИЭТ не только выстоял, но и нашёл возможности для развития и фактичес­ки стал комплексом различных структур. Сей­час около 80 научно-технических компаний связывают своё дальнейшее развитие с деятель­ностью в рамках инновационной структуры МИЭТа. Наличие у них проектов, направлен­ных на расширение производства инновацион­ной продукции и нуждающихся в инфраструк­турной поддержке, диктует необходимость дальнейшего наращивания   инновационной инфраструктуры.

Значительные изменения произошли в 90-е годы и в учебном процессе. В 1992 году в вузе был образован Институт экономики и управле­ния и учреждён совместно с университетом г. Талса (США) Институт международного биз­нес-образования. В том же 1992 году МИЭТ получил статус ТУ - технического уни­верситета, при этом сохранил все существовав­шие специальности и открыл за последние го­ды новые: защита информации, телекоммуни­кации, управление качеством, информацион­ные системы в экономике, маркетинг, государ­ственное и муниципальное управление, дизайн, лингвистика.

Одной из наиболее актуальных задач в сфере образования стала задача разработки и практи­ческой реализации основных положений сис­темы непрерывного образования и как её важ­нейшей составляющей - многоуровневой сис­темы высшего образования.

Реализация идеи непрерывной системы об­разования в МИЭТе началась со взаимодейст­вия с общеобразовательными учреждениями -школами, лицеями и т.д. Цель: формирование устойчивого, мотивированного потока абиту­риентов, способных не только отвечать высо­ким входным требованиям ТУ, но и без дли­тельного адаптационного периода включаю­щихся в учебный процесс вуза.

Комплекс мероприятий по решению целе­вых задач, совместно разработанный и реализу­емый МИЭТом и Зеленоградским учебным ок­ругом, включает в себя:

обеспечение деятельности образовательных учреждений, ориентированных на подготовку в МИЭТ. Это лицей №1557, гимназия №1528, школы с лицейскими и профильными классами;

создание различных видов программ про­фильных дисциплин и учебно-методического обеспечения к ним. Разработаны и реализуют­ся программы трёх уровней;

создание единых педагогических коллекти­вов   из   учителей   школ   и   преподавателей МИЭТа, в которых преподаватель вуза не под­меняет учителя, а органично включён в педаго­гический коллектив;

организацию системы профильной ориен­тации школьников через систему кружков, се­
минаров, спецкурсов, ознакомительную и науч­ную практику в лабораториях МИЭТа. Одним из итоговых результатов этой работы является ежегодная научно-практическая конференция «Творчество юных».

Для других районов РФ разработана «выезд­ная модель» подготовки абитуриентов, учиты­вающая особенности в уровне среднего образо­вания конкретного региона, наличие педагоги­ческих кадров, умеющих работать по углублен­ным программам и т.п.

Наибольшие возможности в реализации идеи непрерывного образования представляет многоуровневая система высшего образования (бакалавр - магистр), разработка которой во многом обусловлена объективными причина­ми. Среди них: ускорение темпов научно-тех­нического развития; необходимость экономии средств, затрачиваемых на узкоспециализиро­ванную подготовку студентов.

Таким образом, создана интегрированная об­разовательная среда с логическим переходом с уровня общего (полного) образования на уро­вень высшего профессионального образования.

Острая проблема смены поколений и по­требности в кадрах позволила по-новому пост­роить взаимоотношения (в т.ч. и финансовые) МИЭТа с предприятиями-партнёрами. Актив­но работают базовые кафедры на «Ангстреме», «Микроне», «Элме», «Орионе», «Элаксе», «Дейтоне», «Элпе», в НИИФП, Институте проблем проектирования в микроэлектрони­ке РАН и др.

Но основными достижениями любого вуза являются успехи выпускников. Среди выпуск­ников МИЭТа члены-корреспонденты РАН Г. Я. Красников и В. Л. Стемпковский, руково­дители промышленности А. И. Сухопаров, А. А. Резнёв, И. О. Щурчков, В. В. Меньшов, Ю. Ф. Козлов и др., ответственные работники государственных структур А. Н. Смирнов,

В. А. Савельев, Д. И. Пискунов, Ю. В. Ильин, В. А. Митина, А. И. Михальченков, А. И. Хурумов и др. Многие выпускники связали свою судьбу с альма-матер и успешно трудятся на благо МИЭТа.

Сегодня МИЭТ - это 9 факультетов и 42 кафедры, это 5000 студентов, при­ток которых ежегодно растёт, это око­ло 2000 работающих, в том числе 500 преподавателей, 100 докторов наук и профессоров, 300 доцентов и кандида­тов наук, это 250 аспирантов и докто­рантов. В 2000 году МИЭТ перешагнул 35-летний рубеж. Много или мало ? Достаточно для того, чтобы сказать: МИЭТ состоялся как один из лидеров российского и мирового образования.


  

 


Назад